Как мы преодолели препоны законодательства ГОЗ и защитили права завода перед прокуратурой, судом и антимонопольным органом
Ситуация
Завод работал по государственному оборонному заказу (ГОЗ) и стал объектом внимания прокуратуры и антимонопольного органа. Военная прокуратура провела в отношении него проверку и пришла к выводам, что:
- Завод незаконно включал в цену продукции технологические потери.
- Завод без согласования с заказчиком включил в цену продукции расходы на управляющую компанию, в которой работали руководство, бухгалтерия и финансисты, а также юридические и консультационные услуги.
По мнению прокуратуры, действия завода причинили ущерб государству. Надзорный орган направил заявление о выявленных нарушениях в региональный антимонопольный орган (УФАС), который возбудил антимонопольное производство.
Задача, которую решали
Клиент хотел продолжил работу по государственному оборонному заказу на прежних условиях с сохранением рентабельности производства.
Сложностью в таких делах является то, что если прокуратура приняла какое-то решение, то остальные государственные органы начинают его воспроизводить по цепочке, которую сложно разорвать. В данном деле задача осложнялась следующими обстоятельствами:
- Законодательство ГОЗ отсутствует в открытом доступе;
- Многие действующие нормативные акты принимались государственными органами СССР;
- Законодательство ГОЗ содержит множество пробелов и конфликтов норм, которые на практике толкуются в пользу государства.
- Судебная практика по подобным спорам практически отсутствует.
Результат
- Прокуратура давила на УФАС, и чтобы противодействовать давлению надзорного органа мы направили в Федеральную Антимонопольную службу России, Министерство промышленности и торговли, Министерство Юстиции запросы, в которых просили разъяснить спорные моменты законодательства. Во всех ответах государственные органы заняли позицию Клиента. Мы поставили УФАС перед выбором: отвергнуть доводы прокуратуры или пойти против позиции органов федеральной власти.
- Прокуратура не увидела разницы между технологическими потерями и браком, поэтому совместно с Заводом мы подготовили фотопояснения, в которых наглядно показали отличия.
- Заказали комиссионную экспертизу, чтобы доказать экономическую обоснованность включения спорных расходов в цену. В состав комиссии вошли специалист-оценщик и кандидаты экономических наук. Любое предприятие включает оспариваемые расходы в себестоимость продукции, поэтому ущерба государству нет. Позиция прокуратуры основывалась только на мнении самой прокуратуры, а наша позиция подкреплялась мнением специалистов.
- Когда стало понятно, что принятых мер недостаточно, мы решили обратиться в Верховный суд РФ. Для того чтобы Верховный суд РФ рассмотрел наше дело, мы подали административный иск, в котором просили признать недействительным один из Приказов в сфере ГОЗ, принятых Министерством промышленности и торговли. Мы понимали, что Верховный суд РФ не отменит нормативный акт, но в мотивировочной части решения он мог указать, как правильно толковать спорные моменты.
За несколько дней до рассмотрения дела Верховным судом УФАС вынес решение, в котором признал Клиента нарушившим законодательство в сфере ГОЗ и вынес предписание исключить из цены продукции:
- технологические потери;
- расходы на управляющую компанию, юридические и консультационные услуги.
Верховный Суд РФ отказал в административном иске о признании недействующим Приказа Министерства Промышленности и Торговли. Однако результата мы достигли: в мотивировочной части решения высшая судебная инстанция дала толкование спорных норм, совпадающее с позицией Клиента.
Мы обжаловали решение УФАС в Арбитражный суд, который проверил действия Завода на соответствие разъяснениям Верховного Суда РФ. Придя к выводу, что действия Клиента соответствуют требованиям закона, суд отменил решение УФАС. Судебный акт Арбитражного суда устоял в вышестоящих инстанциях.
Заполните короткую форму, и мы перезвоним вам
в течение дня
Или свяжитесь с нами другим удобным способом: