Допрос или опрос в налоговой: каковы риски для директора и можно ли не ходить

Каковы риски при вызове на беседу в инспекцию, что спрашивают у предпринимателей и чего стоит опасаться.

Представители налогового ведомства регулярно приглашают директоров организаций на беседы, опросы и допросы. Такое право за налоговиками закреплено в кодексе  - это пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК. Вызвать в налоговую инспекцию на беседу по закону могут любого сотрудника, однако чаще всего такие приглашения получают именно руководители компаний.

Есть несколько форматов таких встреч: это может быть допрос, опрос, приглашение для дачи пояснений. На допрос вызывают повесткой, на опрос или дачу пояснений – присылают уведомление или звонят. В уведомлении или повестке может быть указан конкретный повод, например, наименование «подозрительного» контрагента. При этом повод может быть сформулирован расплывчато – например, «для дачи показаний, имеющих значение для осуществления мероприятий налогового контроля».

Реальным поводом для беседы может быть поиск доказательств в случае, если надзорный орган такие подозрения имеет, либо сбор данных по возможным выплатам «серой» зарплаты», фактам дробления бизнеса.

В чем разница между допросом, опросом и дачей пояснений

Явка на допрос обязательна, за неявку законом предусмотрен штраф. Допрос формализован, его результат – протокол, содержание которого может стать основой при доказывании правонарушений.

Опрос или дача пояснений не предполагают протоколирования и штрафа за неявку. При этом риски игнорирования подобных приглашений от инспекторов существуют.

Была в практике бюро Sollars такая история. Директору ООО пришло уведомление о вызове в налоговый орган по вопросу отражения в книге покупок сделок с недобросовестным, по мнению налогового органа, контрагентом. Как уже в дальнейшем рассказывал директор, он принял решение в налоговый орган не ходить, с налоговиками не общаться, чтобы ничего лишнего им не сказать: решил затаиться. Через несколько месяцев организация получила решение о проведении выездной налоговой проверки. Доначисления по ее итогам составили более 30 млн. руб., а претензии налогового органа касались уже не одного, а четырех недобросовестных контрагентов.

Ответственность за неявку на допрос установлена ст. 128 НК, это штраф в размере 1000 рублей. Если вызванный отказывается давать показания — штраф составит 3000 рублей. Совершение правонарушения, также, как и уплата штрафа, не гарантируют, что главу компании не пригласят на допрос снова.

На мой взгляд, в такой ситуации предприниматели допускают две основные ошибки. Первая - не ходить в налоговую совсем. Вторая – идти неподготовленным. Грамотно проведенный визит, который проведен в сопровождении юриста, может дать компании более детальную информацию о рисках, о возможных перспективах развития ситуации. Человеку без опыта в подобных беседах не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы и уж тем более, как на них отвечать.

Сотрудника компании вызывают в налоговую: как оценить риски и чего стоит опасаться директору

Налоговая может пригласить на встречу как работающих, так и бывших сотрудников компании. Часто такие встречи становится для главы компании неприятным сюрпризом, как сам факт таких бесед, так и их число.

Когда работников вызывают в налоговую, люди зачастую не отдают себе отчет в том, что говорят, какие данные сообщают инспекторам, и это и есть основной риск.

В нашей практике была ситуация. У организации проходила налоговая проверка, она не сопровождалась юристами, руководство решило, что этого не требуется. На допросы были вызваны более двух десятков работников разных звеньев, которых также юристы не сопровождали, людей не готовили. Интересно, что часть работников были допрошены еще до выездной проверки. Итогом проверки стал акт о доначислении более 70 млн. руб. Вся доказательственная база строилась вокруг показаний свидетелей, которые рассказали все, что только можно было рассказать, еще и додумали то, чего не было, донесли до инспекторов свои выводы и домыслы.

Вызвать на допрос, опрос, дачу показаний представители налоговой могут любого, если уверены, что они располагают данными, которые могут помочь ходу налоговой проверки, осуществить мероприятия налогового контроля. Это право ведомства закреплено в ст.90 НК и п. 1 ст. 31 НК.

Самый опасный всегда вызов на допрос. На него вызывают повесткой, результаты протоколируют. 

Рисков тут несколько. Во-первых, протокол может стать основной для обвинений, это одно из ключевых доказательств ФНС. Во-вторых, если беседы работников с налоговой проходят бесконтрольно, будет сложно опровергнуть показания свидетелей после того, как они их дали. И чем больше таких свидетелей – тем это сложнее.

Инспекторы на практике могут несколько лукавить, например, сообщать, что отказ от дачи пояснений или опроса грозит работникам или экс-работникам тяжкими последствиями. 

В последнее время часто такие массовые опросы проводят, чтобы доказать факты дробления бизнеса. Если глава компании получает сигнал о приглашении на беседу в налоговую для одного из работников, стоит проработать схемы поведения при опросах со всеми.

Помощь юриста с опытом общения с налоговой ценна тем, что в ходе беседы сотрудникам могут задавать около полусотни вопросов на уточнение информации, установление отношений. Не всегда очевидно, зачем задают те или иные вопросы.  У инспекторов есть определенный план, каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, определить виновного.

Опрос и дача пояснений даже при отсутствии протокола могут сыграть для компании плохую роль. Несостыковки, ненужные подробности, излишние детали дают повод сотрудникам налоговой для подозрений, расследований, что может усугубить ситуацию или затянуть расследование.

Практики

Заполните короткую форму, и мы перезвоним вам
в течение дня

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных.