Ответ на требование налоговой: как правильно вести себя налогоплательщику
Ежегодно работники налоговых инспекций рассылают налогоплательщикам десятки тысяч требований, которые вызывают у руководителей компаний и бухгалтеров обоснованную тревогу. Обязательно ли отвечать на такие письма и как делать это правильно.
В налоговой не ведут строгий учет числа писем, которые направляют налогоплательщикам. Чаще всего причина таких требований – уточнение фактической информации о финансовой деятельности контрагентов компании или ее самой в ходе камеральной проверки. При этом инспекторы могут использовать данные из таких писем как основание или аргумент для проведения дополнительных контрольных мероприятий.
Поводом для требования налоговой о предоставлении пояснений может быть ситуация, когда в сданной налоговой отчетности есть разночтения, в отчетах компании заявлены убытки, бизнес применяет в работе налоговые льготы.
Обычная ситуация, когда получение требования о предоставлении пояснений вызывают у руководителей компаний ощущение опасности: неясно, какие риски несет такое письмо. Люди боятся раскрыть лишнюю информацию или вообще, ссылаясь на опыт знакомых или партнеров по бизнесу, такие требования игнорируют, что не только вызывает дополнительные риски, но и грозит компании штрафами.
Если не открывать требование, направленное в компанию по телекоммуникационным каналам связи, ИФНС направит бумажное требование. Оно автоматически будет считаться полученным компанией на шестой рабочий день с даты отправки заказного письма налоговой: у налогоплательщика нет возможности сослаться на неполучение требования, чтобы обосновать отсутствие пояснений.
Штрафы за игнорирование требования указаны в налоговом кодексе. Это 200 руб. за каждый непредоставленный документ (п.1 ст. 126 НК РФ), штраф увеличится вдвое при повторном требовании. Плюс штрафы на должностное лицо по решению суда и штрафы по ст. 129.1 НК РФ до 20 тыс. руб при повторных нарушениях в течение года.
В практике бюро такая история. Директор организации решил, что по запросу предоставит часть документов, чтобы налоговая отстала от него, а остальную часть отдавать не будет. Непредставление части документов компания никак не обосновала. В результате компании начислили более 16 тыс. штрафа за непредоставление документов и оспорить его компании не удалось.
Один из самых главных тревожных нюансов для любого директора это не столько штрафы. Если компания не реагирует на требования, она становится в ряд кандидатов на включение компании в перечень выездных проверок или обретает другие риски применения механизмов налогового контроля.
На подготовку документов и самого ответа на требование ведомство устанавливает сроки от пяти до десяти рабочих дней. Опытный налоговый юрист чаще всего имеет возможность в случае необходимости отложить срок предоставления документов без санкций для компании, мы можем объективно оценить степень риска для компании, которую несет такое письмо налоговой, для этого есть ряд специальных критериев.
Консультация и помощь налогового эксперта в переписке с налоговой снимает тревогу у руководителей бизнеса и снижает риски наступления последствий для компании: юристы оценят, законно ли требование, какие документы надо предоставить, а какие – не стоит, как лучше сформулировать пояснительную часть.
Заполните короткую форму, и мы перезвоним вам
в течение дня
Или свяжитесь с нами другим удобным способом: