Кейс по защите прав Клиента в суде, прокуратуре и антимонопольном органе

Превью

Что делать, если на региональном уровне вас не слышат? Идти выше! Непростой кейс, в котором Клиент стал объектом внимания прокуратуры и антимонопольного органа.

Описание проблемы

К нам обратился Клиент. Завод работал по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Военная прокуратура провела в отношении него проверку и пришла к выводам, что:

1) Завод незаконно включал в цену продукции технологические потери.

2) Завод без согласования с заказчиком включил в цену продукции расходы на управляющую компанию, в которой работали руководство, бухгалтерия и финансисты, а также юридические и консультационные услуги.

По мнению прокуратуры, действия завода причинили ущерб государству. Надзорный орган направил заявление о выявленных нарушениях в региональный антимонопольный орган (УФАС), который возбудил антимонопольное производство.

Значимость дела для клиента

Завод является современным, высоконаучным и прибыльным предприятием. Клиент тратил значительные средства на перевооружение основных фондов и повышение производительности труда. Вмешательство государственных органов грозило Заводу превращением в убыточное предприятие, при котором развитие становилось невозможным.

Сложности дела

Сложностью в таких делах является то, что если прокуратура приняла какое-то решение, то остальные государственные органы начинают его воспроизводить по цепочке:

Прокуратура → региональное УФАС → Арбитражный суд →
Арбитражный Апелляционный суд → Арбитражный суд Округа → Верховный суд

Разорвать такую цепочку сложно. В данном деле эта задача осложнялась следующими обстоятельствами:

  • Законодательство ГОЗ отсутствует в открытом доступе;
  • Многие действующие нормативные акты принимались государственными органами СССР;
  • Законодательство ГОЗ содержит множество пробелов и конфликтов норм, которые на практике толкуются в пользу государства.
  • Судебная практика по подобным спорам практически отсутствует.

План защиты

1). Мы направили запросы в федеральные органы государственной власти с просьбой разъяснить действующие нормы

Прокуратура давила на УФАС. Чтобы противодействовать давлению надзорного органа мы направили в Федеральную Антимонопольную службу России, Министерство промышленности и торговли, Министерство Юстиции запросы, в которых просили разъяснить спорные моменты законодательства. Эти государственные органы находились в иерархии государственных органов выше регионального УФАС.

Во всех ответах государственные органы заняли позицию Клиента. Мы поставили УФАС перед выбором: отвергнуть доводы прокуратуры или пойти против позиции органов федеральной власти.

2). Мы показали технологический процесс производства продукции

Прокуратура не увидела разницы между технологическими потерями и браком. Чтобы объяснить УФАС эту разницу, мы совместно с Заводом подготовили фотопояснения, в которых наглядно показали отличия между технологическими потерями и браком.

3). Мы заказали независимую экспертизу

Мы заказали комиссионную экспертизу, чтобы доказать экономическую обоснованность включения спорных расходов в цену. В состав комиссии вошли специалист-оценщик и кандидаты экономических наук. Любое предприятие включает оспариваемые расходы в себестоимость продукции, поэтому ущерба государству нет. Позиция прокуратуры основывалась только на мнении самой прокуратуры. Наша позиция подкреплялась мнением специалистов.

4). Мы обратились в Верховный суд РФ с административным иском, в котором просили признать приказ в области ГОЗ недействительным

Когда стало понятно, что принятых мер недостаточно, мы решили обратиться в Верховный суд РФ. В обычной ситуации невозможно сразу обратиться в высшую судебную инстанцию. Нужно последовательно пройти суды всех уровней и только после того, как они все откажут, можно подать жалобу в Верховный суд РФ.

Но Верховный суд РФ принимает к производству меньше одного процента всех поданных жалоб, мы могли к нему не попасть.

Для того чтобы Верховный суд РФ рассмотрел наше дело, мы подали административный иск, в котором просили признать недействительным один из Приказов в сфере ГОЗ, принятых Министерством промышленности и торговли. Мы понимали, что Верховный суд РФ не отменит нормативный акт, но в мотивировочной части решения он мог указать, как правильно толковать спорные моменты.

Результат

За несколько дней до рассмотрения дела Верховным судом УФАС вынес решение, в котором признал Клиента нарушившим законодательство в сфере ГОЗ и вынес предписание исключить из цены продукции:

– технологические потери;

– расходы на управляющую компанию, юридические и консультационные услуги.

Верховный Суд РФ отказал в административном иске о признании недействующим Приказа Министерства Промышленности и Торговли. Однако результата мы достигли: в мотивировочной части решения высшая судебная инстанция дала толкование спорных норм, совпадающее с позицией Клиента.

Мы обжаловали решение УФАС в Арбитражный суд, который проверил действия Завода на соответствие разъяснениям Верховного Суда РФ. Придя к выводу, что действия Клиента соответствуют требованиям закона, суд отменил решение УФАС. Судебный акт Арбитражного суда устоял в вышестоящих инстанциях.

Значение дела

Клиент продолжил работу по государственному оборонному заказу на прежних условиях с сохранением рентабельности производства.

Отрасль государственного оборонного заказа получила разъяснения Верховного суда РФ, который в спорной ситуации поддержал производителей военной продукции.